Звуковая
культура речи
(6
– 7 лет)
Звуковая
культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает
все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное
произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм,
паузы, тембр, логическое ударение и прочее. От своевременного формирования
правильного произношения зависит общая культура речи и, следовательно,
нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное
овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.
К моменту поступления в
подготовительную группу у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи
развита достаточно хорошо. Они верно произносят все звуки родного языка,
достаточно четко — слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения;
отвечают на вопросы, не торопясь; изменяют в зависимости от содержания
высказывания голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами
выразительности. На данном возрастном этапе дети имеют хорошо развитый
фонематический слух.
При
полноценном обучении в предшествующих возрастных группах шестилетние дети
овладевают элементарными навыками звукового анализа слова: могут выделять
определенные звуки, вычленять из фраз слова с заданными звуками, находящимися
даже в определенной позиции, подбирать слова на названный звук и пр. При
специальном обучении способны к концу учебного года произвести полный звуковой
анализ слова.
Воспитание
звуковой культуры речи у старших дошкольников направлено, прежде всего, на
устранение недостатков произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного
произнесения слов и фраз, точное использование интонационных средств
выразительности. При совершенствовании звукопроизношения особое внимание
уделяется закреплению сложных в артикуляционном отношении звуков: свистящих и
шипящих, звуков [р], [р'], [л]. Эта работа осуществляется в процессе
дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и
глухих, твердых и мягких) с использованием специально подобранных чистоговорок
(скороговорок), насыщенных определенными парами или группами звуков. Например,
для дифференциации звуков [ж] и [ш] (звонкий и глухой) и одновременно для
закрепления правильного их произношения детям предлагают произнести такую скороговорку:
«У ежа ежата, у мишки медвежата».
Выработке более четкой артикуляции каждого
звука в отдельности и слов в целом способствует проговаривание чистоговорок
шепотом или беззвучно. А для развития голосового аппарата полезно произнесение
чистоговорок (скороговорок) с различной громкостью и в разном темпе.
Для
совершенствования фонематического восприятия используются разнообразные игры и
упражнения на дифференциацию звуков, которые дети этого возраста еще
недостаточно четко различают на слух: свистящие и шипящие звуки, например, [с]
и [ш], [з] и [ж], звонкие и глухие [з] и [с], [ж] и [ш] и др.; твердые к мягкие
[т] и [т'], звуки [л] и [р]. Подобрать слова на дифференцируемые звуки
(например, часть детей называют игрушки или предметы одежды, посуду, продукты
питания и др., в названия которых есть звук [с], другая часть придумывает слова
со звуком [ш].
Вычленить из фраз (лучше из небольших
стихотворений) слова с заданными звуками (например, при дифференциации глухих и
звонких звуков [ш] и [ж]). Отобрать изображенные на картинках предметы, в
названии которых есть звуки, предлагаемые для дифференциации.
Развивая
речевой слух дошкольников при чтения сказок, рассказов, стихотворений обращать
внимание детей на то, как взрослый использует выразительные средства: в каких
случаях повышают или понижают громкость голоса, читают текст быстро или
медленно, как читают стихотворение (торжественно, радостно и т. д.).
Работа
по воспитанию звуковой культуры речи должна проводиться не только в детском
саду, но и дома.
свистящие: [с] — [з], [с] —
[ц]; шипящие: [ш] — [ж], [ч'] — [щ']); затем разных групп (свистящих и
шипящих), звуки [л] — [р]. Необходимость различения этих пар звуков обусловлена
тем, что они близки между собой в акустическом или артикуляционном отношении.
Кроме того, они являются трудными, усваиваются детьми позднее, неточность их
произношения чаще всего наблюдается в логопедической практике.
Восприятие
звуков речи и их произношение — два взаимосвязанных процесса. Поэтому работа по
различению звуков на слух должна вестись одновременно с укреплением
артикуляционного аппарата, с закреплением правильного произношения отдельных
звуков.
С
целью обучения детей умению правильно произносить смешиваемые звуки воспитатель
специально подбирает фразы, насыщенные звуками, требующими их четкой дифференциации.
Хорошим речевым материалом для упражнений являются чистоговорки и скороговорки,
при произнесении которых дети упражняются не только в правильном употреблении
дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции. Одновременно с
дифференциацией звуков в произношении дошкольники занимаются вычленением слов с
заданными звуками из фразы.