Звуковая культура речи II младшая

Звуковая культура речи
(3 – 4 ГОДА)
Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) На четвертом году жизни детей работа по воспитанию звуковой культуры речи продолжается. Ее задача сводится к тому, чтобы не только уточнять и закреплять с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, но и помогать усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения. Во второй младшей группе продолжается работа по развитию артикуляционного и голосового аппаратов, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха; учим детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. В этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: более координированными становятся движения мышц языка, губ, нижней челюсти, принимающих самое активное участие в звукообразовании. Малыши начинают правильно произносить многие звуки родного языка, слова со стечением двух-трех согласных.
В этом возрасте совершенствуется речевой слух. Несмотря на то, что в результате артикуляционных затруднений дошкольники еще не могут правильно произносить отдельные звуки, большинство из них подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников.
Работу по выработке четкой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде желательно проводить не реже двух раз в неделю в течение 2-3 минут. Для этого можно использовать звукоподражания, которые дети произносят в различных игровых ситуациях.
Формирование правильного звукопроизношения осуществляется в следующем порядке. Сначала воспитатель закрепляет произношение гласных [а], [у], [и], [о], [э], [ы] (уточнение этих звуков проводилось в первой младшей группе). Затем отрабатываются согласные: [м] ([м']), [п] ([п']), [б] ([б']); [т] ([т']), [д] ([д']); [к] ([к']), [г] ([г']), [х] (ВД); [ф] ([ф']), [в] ([в']); [с] ([с']), [з] ([з']), [й]; проводятся подготовительные упражнения по уточнению и закреплению правильного произношения шипящих [ш], [ж], [ч'], [щ'].
Полезно давать детям задания, в которых нужно произнести звуки и звукосочетания, требующие резкой смены положения губ или языка, например, ду-ду и динь-динь при закреплении звука [д] ([д']) (губы то вытягиваются вперед в форме трубочки, то раздвигаются в улыбке). Важным этапом в развитии речи является умение правильно произносить звуки в словах, фразах, которое отрабатывается в игровой форме.
Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: шуток-чистоговорок (Бы-бы-бы — идет дым из трубы); чистоговорок, насыщенных определенными группами звуков (У Сани сани едут сами), стихотворений, в процессе повседневного общения с детьми. Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия, речевого слуха. С помощью игр, направленных на определение местонахождения звучащего предмета, на узнавание по голосу своих товарищей и т. п.
Внимание детей к речи окружающих формируется и при помощи загадок, которые должны широко использываться, упражнения на договаривание детьми слогов и слов. Следует приучать малышей вслушиваться в слова, дифференцировать на слух близкие по звучанию звукосочетания, различать темп речи, интонационные средства выразительности. Например, детям предлагается найти среди игрушек или картинок с изображением предметов те, названия которых сходны по звучанию (мышка — мишка, ослик — козлик).
Дети четвертого года жизни еще не могут самостоятельно вычленять из слов звуки. Поэтому, следует акцентировать внимание детей, например, при изучении звука [у] педагог произносит ряд слов: «у-у-утка», «г-у-у-сь», выделяя голосом звук [у]. Затем еще раз повторяет эти слова и предлагает детям назвать звук. В результате этой работы малыши не только приобретают умение узнавать, какой звук есть в слове, но и выделять его голосом.
Громкость, плавность речи, как уже было сказано, во многом зависят от состояния речевого дыхания. На четвертом году жизни работа по его развитию продолжается. Предлагайте детям различные задания: подуть на тонкие полоски бумаги (игра «Ветерок»), на бумажные снежинки, на другие легкие предметы; протяжно, на одном выдохе произнести гласные и согласные звуки: [у], [и], [в], [ф], [с], [з]; на одном выдохе повторить небольшую фразу, шутку-чистоговорку (У Вовы кубики; За-за-за — к нам идет коза.). В работе по воспитанию звуковой культуры речи широко используется наглядный материал: игрушки, картинки, предметы домашнего обихода и пр. Это оживляет занятие, помогает глубже усвоить полученные знания. Занятие по закреплению звуков во фразовой речи пройдет более эффективно, если дети будут заучивать короткие стихотворения с опорой на наглядные средства.