Звуковая
культура речи
(3
– 4 ГОДА)
Вторая
младшая группа (от трех до четырех лет) На четвертом году жизни детей работа по
воспитанию звуковой культуры речи продолжается. Ее задача сводится к тому,
чтобы не только уточнять и закреплять с дошкольниками уже знакомые им звуки,
способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, но и помогать
усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения.
Во второй младшей группе продолжается работа по развитию артикуляционного и
голосового аппаратов, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха;
учим детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. В
этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного
аппарата: более координированными становятся движения мышц языка, губ, нижней
челюсти, принимающих самое активное участие в звукообразовании. Малыши начинают
правильно произносить многие звуки родного языка, слова со стечением двух-трех
согласных.
В
этом возрасте совершенствуется речевой слух. Несмотря на то, что в результате
артикуляционных затруднений дошкольники еще не могут правильно произносить
отдельные звуки, большинство из них подмечают ошибки звукового оформления в
речи своих сверстников.
Работу
по выработке четкой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в
изолированном виде желательно проводить не реже двух раз в неделю в течение 2-3
минут. Для этого можно использовать звукоподражания, которые дети произносят в
различных игровых ситуациях.
Формирование
правильного звукопроизношения осуществляется в следующем порядке. Сначала
воспитатель закрепляет произношение гласных [а], [у], [и], [о], [э], [ы]
(уточнение этих звуков проводилось в первой младшей группе). Затем
отрабатываются согласные: [м] ([м']), [п] ([п']), [б] ([б']); [т] ([т']), [д]
([д']); [к] ([к']), [г] ([г']), [х] (ВД); [ф] ([ф']), [в] ([в']); [с] ([с']),
[з] ([з']), [й]; проводятся подготовительные упражнения по уточнению и
закреплению правильного произношения шипящих [ш], [ж], [ч'], [щ'].
Полезно
давать детям задания, в которых нужно произнести звуки и звукосочетания,
требующие резкой смены положения губ или языка, например, ду-ду и динь-динь при
закреплении звука [д] ([д']) (губы то вытягиваются вперед в форме трубочки, то
раздвигаются в улыбке). Важным этапом в развитии речи является умение правильно
произносить звуки в словах, фразах, которое отрабатывается в игровой форме.
Четкость
и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого
материала: шуток-чистоговорок (Бы-бы-бы — идет дым из трубы); чистоговорок, насыщенных
определенными группами звуков (У Сани сани едут сами), стихотворений, в
процессе повседневного общения с детьми. Большое внимание уделяется развитию
слухового восприятия, речевого слуха. С помощью игр, направленных на
определение местонахождения звучащего предмета, на узнавание по голосу своих
товарищей и т. п.
Внимание
детей к речи окружающих формируется и при помощи загадок, которые должны широко
использываться, упражнения на договаривание детьми слогов и слов. Следует
приучать малышей вслушиваться в слова, дифференцировать на слух близкие по
звучанию звукосочетания, различать темп речи, интонационные средства
выразительности. Например, детям предлагается найти среди игрушек или картинок
с изображением предметов те, названия которых сходны по звучанию (мышка —
мишка, ослик — козлик).
Дети
четвертого года жизни еще не могут самостоятельно вычленять из слов звуки.
Поэтому, следует акцентировать внимание детей, например, при изучении звука [у]
педагог произносит ряд слов: «у-у-утка», «г-у-у-сь», выделяя голосом звук [у].
Затем еще раз повторяет эти слова и предлагает детям назвать звук. В результате
этой работы малыши не только приобретают умение узнавать, какой звук есть в
слове, но и выделять его голосом.
Громкость,
плавность речи, как уже было сказано, во многом зависят от состояния речевого
дыхания. На четвертом году жизни работа по его развитию продолжается. Предлагайте
детям различные задания: подуть на тонкие полоски бумаги (игра «Ветерок»), на
бумажные снежинки, на другие легкие предметы; протяжно, на одном выдохе
произнести гласные и согласные звуки: [у], [и], [в], [ф], [с], [з]; на одном
выдохе повторить небольшую фразу, шутку-чистоговорку (У Вовы кубики; За-за-за —
к нам идет коза.). В работе по воспитанию звуковой культуры речи широко используется
наглядный материал: игрушки, картинки, предметы домашнего обихода и пр. Это
оживляет занятие, помогает глубже усвоить полученные знания. Занятие по
закреплению звуков во фразовой речи пройдет более эффективно, если дети будут
заучивать короткие стихотворения с опорой на наглядные средства.